УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (01. 07. 1902 — 28. 07. 1981), американский режиссер.
Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки, Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним кузеном его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. В 1925 году дебютировал фильмом «Плут Бастер». Несколько лет снимал короткометражные вестерны, в начале 30-х годов перешел к полнометражным картинам. Лишь после встречи с продюсером С. Голдвином появляются первые значительные работы Уайлера, такие как «Эти трое» (These Three, 1936, по пьесе Л. Хелман «Детский час»); «Додсворт» (Dodsworth, 1936, по С. Льюису); «Тупик» (Dead End, 1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев, отличной игрой актеров и новаторским использованием глубинных мизансцен — техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в «Лисичках» (The Little Foxes, 1941). Добиваясь от актеров слаженности исполнения, Уайлер в то же время помогал раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэвис в фильмах «Иезавель» (Jezebel, 1938); «Лисички», Мерл Оберон и Лоренс Оливье («Грозовой перевал», 1939).
Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в 1942 ленту «Миссис Минивер» (Mrs. Miniver, премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся «Леди» (The Fighting Lady, 1944), а его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (The Best Years Of Our Lives, 1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением на грани новой эпохи «холодной войны» и смены вех в Голливуде. В 50-е годы работы Уайлера, такие как «Керри» (Carrie, 1952, по Т. Драйзеру); романтическая комедия «Римские каникулы» (Roman Holiday, 1953); пацифистская драма «Дружеское увещевание» (Friendly Persuasion, 1956, главный приз на МКФ в Канне-57); постановочный супер-колосс «Бен-Гур» (Ben-Hur, 1959, 11 «Оскаров», в том числе за фильм и режиссуру) сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 30-40-е годы. Из немногочисленных лент 60-х годов, психологические драмы «Детский час» (The Children's Hour) и («КоллекционерThe Collector»), комедия «Как украсть миллион» (How To Steal A Million), только мюзикл «Смешная девчонка» (Funny Girl, 1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме Уайлера «Освобождение Л. Б. Джонса» (The Liberation Of L.B. Jones, 1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.(с)
Владимир Утилов